Яндекс.Метрика

Сванети

Разместил , 5 Мар.2014 / Нет комментариев

 

Гванети. то есть земля сванов, или, как ее еще называют, Сеанеби, таится от мира в туманных долинах между хребтами Капкам С л им регионом связано множество тайн и загадок. Сванетия кажется более «фузин- ской», нежели собственно Грузия: она словно таит в себе саму душу этой страны. В свое время Сванети была последним убежищем or монгольско­го нашествия — самые почитаемые иконы и величайшие сокровища бы­ли перенесены сюда через Игиурское ущелье, дабы сохрани гь >ти ценно- сгп в столь опасные времена И наверное, именно поэтому художествен­ные и религиозные традиции здесь сохранились в большей неприкосновенности, чем где-либо еше Тем не менее сваны считаются сильным, но примитивным народом: они говорят на диалекте грузинско­го я зыка, бытовавшем еше в VI в. и почти непонятном жителям Картли и Кахети. к тому же они зачастую не в ладах с законом и порядком. В стра­ну прибывает все больше и больше независимых путешественников, и местное население пилит, насколько велика экономическая выгода or ту­ризма, однако в 2005 г. общее число туристов, посетивших страну, соста­вило всего 1200 человек, и время от времени все еше совершаются ограб­ления. Распространенная сванская фамилия «Курлиани» изначально оз­начает «вор», хотя из этого рода происходит немало известных тбилисских архитекторов и художников.

И тем не менее по большей части сваны — весьма гостеприимные и дружелюбные люди, а удивительная красота окружающих гор, дозорных и оборонительных башен, возвышающихся над селениями, а также фре сок и икон, украшающих церкви, привлекает в страну все больше путе­шественников

КУЛЬТУ?А И ИСТОРИЯ

Изучение сванской истории наглядно показывает связь этого народа с древней Шумерпеи и Месопотамией, хотя большинство сванов светлово­лосы, а глаза у них зеленые. Они обитают на этой территории со II тыся­челетия ю н э., а время эикладки фундаментов древнейших оборонитель­ных башен датируется I в. до н з Эти башни — самая примечагельная осо­бенность Сванети; архитектурно они куда сложнее аналогичных строении Хевсуperil и восточных областей: вверху башни хорошо укреплены у них есть крыши. На данный момент в регионе насчитывается около 175 ба­шен. время их постройки варьируется от VI до XVI в. (большинство возве­дены с IX по XIII в.), и более двух десятков сейчас восстанавливают. Во времена владычества Римской империи греческий географ Страбо описал

 

ПОХОРОННЫЕ РИТУАЛЫ В СВАНЕТИ

»

.

:

Во вив времена (даже до появления автомооилеи) для многих сванов смерть насту­пала неожиданно и безвременно, и потому неудивительно, что множество ритуа­лов посвящено оплакиванию усопших. После смерти родственника мужчины не бреются в течение 14 дней, а вдива носит черное одеяние, у ворота которого при­колот значок с фотографией покойного- В доме устанавливается своеобразный иконостас с множеством фотографий, и всем кто входит в дом, предлагают ви- пить; при этом полагается пролить несколько капель на пол и вместе с остальными произнести тост за умершы о. В условленный срок (сорок дней после смерти и три месяца после смерти) родственники, друзья приходят на кладбище; на могиле ста­вят стол с различными блюдами и выпивкой (и, возможно, с другими привычными вещами, такими, как радио, например). Женщины плачут и причитают, мужчины встают в ряд, снимают головные уборы и читают молитвы и, конечно, пьют за по­койного чачу, Потом стол убирается, и пришедшие на церемонию съедают все ку­шанья. Как во всякой православной церкви, любой входящий в храм зажи| ает све­чи те, что в передней части слева — Ч10бы помолиться за женщин, те, что справа — за мужчин, a ie, что в дальней части — за умерших.

Церемония поминовения усопших проходит в Мариамобу (день Сьятой Мари­ам, 28 августа); в селе Хайши их также поминают в Джведи Хам, второе воскресе нье января, когда души умерших остаются на земле со своими семьями на целую ночь; такая же церемония проводится в селе Ушгули в день Липанали, первый по­недельник после 1 января. В обычае петь на похоронах сочетается дохристианский обряд оплакивания умерших и христианские песнопения, поют и женщины, и муж­чины, однако не одновременно, а порознь.

свлнов как «могучих людей., непревзойденных в отваге и силе». К 523 г. н.э. этот народ формально принял христианство, но даже сегодня в их ре­лигии сохраняются заметные элементы язычества, такие как принесение в жертву баранов на религиозных празднествах и возложение на алтарь ба­раньих рогов. Лиле, солнечное божество, которому поклонялись сваны, вполне мог происходить от шумерского бога Эили 1Я, и не исключено, что сванское село J1 ахами названо в честь шумерского бога воды. Ныне снятая Варвара, судя по всему, стала отождествляться с солнечным божеством, а святой Георгин (Д’жтраг) почитается как лунный бог. Номинально нахо­дясь под контролем Колхидского царства, затем Лазского царства (Эгри- си), Сванети стала частью Абхазии, а потом и объединенной Грузии в на­чале XI в., и вместе с Грузией пережила золотой век при правлении цари­цы Тамары (которая правила с 1184 по 1213 г); царица Тамара несколько раз посещала Сванети и до сих пор почитается здесь.

Монгольское нашествие почти не затронуло сванов (хотя орла Тамер­лана прошла через их земли в 1397 г.). В 1833 г. страна попала под россий­ский «протекторат», а в 1857 г. месжую автономию упразднили. Послед­нею царскою губернатора изгнали прочь в 1905 г., и до 1924 г. Сванети была вполне независимой тержавой. Автомобиль и самолет появились в Сванети одновременно, в 1935 г. Из-за зимы, длящейся 8 месяцев, и пло­хого состояния дорог для перевозки грузов большинство сванов до сих
пор успешно использует запряженные волами повозки. Теперь, когда все больше наро ia проводит часть года пли весь год в Тбилиси или дру[ их го­родах, недостатки суровой жизни в горах стали еще заметнее. В Рустави, когорый был построен после Второй мировой войны и должен быт стать крупным индустриальным центром, сейчас размещается несколько сван­ских сел. Зимой 1987 г. под страшной лавиной погибло 70 человек — в ос­новном дети, учившиеся в школе в селе Ушгули, уже в следующем году из 16 ООО обитателей Земо (Верхней) Сванети примерно 4000 уехали и j род­ных мест В целом в Грузии живут примерно 45 ООО сванов, из которых 12 ООО остались собственно в Сванети и около 2500 из них — в Местии Вырубка леса (при учете которой, вероятно, следует удвоить официаль­ную иифру в 60 000 м3 в год) ведет к дальнейшему сходу лавин и ополз­ней, и потому ежегодно Сванети покидает 75—80 семей

Однако следует заметить, что во многих смертельных случаях бывают виноваты сами погибшие, поскольку молодые люди нередко погибают в дорожных происшествиях по собственной удали или неосторожности Когда я был в Местии. три семьи оплакивали троих молодых людей, по­гибших в авариях, причем эти аварии никак не были связаны одна с дру­гой. Дорога из Зугдиди до Местии протяженност ью в 117 км псчап.но из­вестна как самая опасная в Грузии; ее обочины уставлены памятниками погибшим в автокатастрофах. Полочка перед каждым памятником устав­лена бутылками и стаканами — друзья погибшего останавливаются здесь, чтобы выпить чачи и помянуть покойного; в Сванети не понимают, что абсурдно пить спиртное в памя!ь о том, кто, вероятно, был пьян, когда попал в аварию. Кроме того, подсчитано, что с 1917 по 1925 г. около 5 % населения (600 человек) были убиты в междоусобицах, гак что теперь вежливость в общении — непременное условие, и самым страшным ос­корблением у сванов считается слово «дурак».

Типичное сванское село состоит примерно из полудюжины отдельных скоплении томов, числом примерно 30, сгрудившихся вокруг оборони­тельной башни. Обычно высота башни составляет около 28 м (вероятно, при их строительстве учитывалась формула, по которой высота башни должна быть равна сумме длин всех четырех ее сторон); в отличие от осе­тинских башен у здешних укреплений есть зубцы и крыши. Вероятно, их строили, возводя вокру! спиральные леса, на которые камни затаскивали волы. В некоторых селах самым древним и крупным строением является «боевая башня», стоящая отдельно на вершине холма. Традиционное жи­лище мачуби состоит из одного просторного помещения с жилым прост­ранством посередине; от стойл для домашнего скота, размещенных вдоль стен, это пространство отделяется резными деревянными перегородка­ми Церкви здесь обычно крошечные, площадью всего 5—6 квадратных

НЕСКОЛЬКО СЛОВ СВАНСКОГО ЯЗЫКА

 

хочали

ивасухари

ах-ду

деса

хучалада

хорошо

спасибо

да

нет

здравствуйте

 

 

 

 

 

 

метров: типичная церковь представляет собой базилику с о [ним нефом. Построено большинство церквей между VIII и XIV вв., а роспись как сна ружи. так и внутри церквей, выполнена вХ—XII вв. Как правило, их от­крывают два раза в год, по праздникам, однако ключик может впустить вас внутрь. Сванокие иконы примечательны своими металлическими ок­ладами тонкой работы; самые великолепные ойразиы выполнены в коп­ие X или в начале XI в и хранятся в домах самих вы тающихся семейств

Национальное сванское блюдо — это кубдари, хлеб, фаршированный мясом. Также сваны выпекают удивительно вкусные хачапури, здесь име­нуемые тгешдвар. Местное спиртное — Э70 особенная разновидность ча­чи. которую гонит из хлеба ввиду отсутствия зерна.

В Сванети сохраняется в первозданном виде изысканный стиль трех частных песнопений, с пентатонными созвучиями (в отличие от осталь­ной Грузин). Этим песнопениям часто аккомпанируют на чанги, сван ской арфе, которая выглядит так. как будто только что сошла с греческой вазы, а также на лютнеобразной чианури. Распространены в Сванети тан­цы в хороводе, причем по ходу танца круг постепенно расширяется.

СВАНЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ. На год в СванспЛфИхолится примерно 50 празд­ников, пе говоря ужо различных и неизбежных церемониях поминове­ния усопших.

  • Джведи Хам в селе Ханши во второе воскресенье января; «Долгая Ночь», когда души умерших остаются па всю ночь со своими родными.
  • Лишшади — в селе Ушгули в первый понедеаьпик после 19 января, поминовение усопших родственников.
  • Лагами — в Латале п Ленджери в копне феврали. Со «взятием» снеж­ной башни.
  • Лампроба — во всех сванских селах за десять неде ib ю Пасхи, посвя­щается святому Георгию и духовному единству всего села; зажигают­ся свечи (ламиари) по числу мужчин в семействе, плюс еше одна для святого Георгия.
  • Кашветоба — в Ленджери и Кала на третью неделю после Пасхи, ког да женшины, вышедшие замуж п другие села, возвращаются нена­долго в родной ЮМ.
  • Каишоба — в Накра, Пари и Бечо чере з восемь не ieль после Пасхи; Празднество Архангелов.
  • Хулишоба — в Накра, Бечо и Ушгули через десять не тель после Пас­хи; день почитания Бога Отца, с жертвоприношениями и состязани­ями, такими как конные скачки, борьба и поднятие камней.
  • Гиоргоба — во всех сванских селах 6 мая, день рождения святого Георгия.
  • Петре-Павлоба — во всех сванских селах 12 июля, праздник святых Петра и Павла.
  • Квирикоба — в Кала 28 июли, главное религ иозное празднество Сва- нсги. в честь святых Квирике и Ивлиггы.
  • Элиаоба — в Ленджери и Цвирми 2 августа, день Ильи Пророка.
  • Ливсхвари — 13 Ушгули в первое воскресенье августа, этим праздни­ком отмечают начало сенокоса.
  • Мариамоба — в сванских селах 28 автусга, праздник Девы Марии.
  • Лалхори — в Этсери в первое воскресенье октября, праздник, посвя­щенный единству жителей села
  • Гиоргоба — во всех сванских селах 23 ноября поминают святого Геор гия и его мученическую смерть

В праздник Кьирикоба, 28 июля почти все сваны спускаются с гор к селу Кала, собираясь на самую настоящую .(встречу кланов*. Как вы по­нимаете, все это сопровождается распитием алкоголя и песнями Не за­бываю! и о религиозных ритуалах — режут быков или коз. Этот праздник ведет свою историю еще со времен римлян, тогда он был посвящен язы­ческому божеству Квириа, покровителю земли и плодородия, людей и животных Вдобавок, сейчас здесь можно купить сделанные вручную де­ревянные фляги, традиционные сванские фетровые шляпы и другие из­делия прямо у мастеров, а гакже отведать традиционных сванских блюд. Посторонним гостям на этом празднике рады. Поездки сюда организует компания «ГеоТрек» (т 877 730489, 899 548292; е gmf@gol.ge), стоимость их — 270—350 долл. (в зависимости от количества человек) за пять дней и четыре ночи (в том числе две ночи в поездах — из Тбилиси и обратно)

КАК ДОБРА ГЬСЯ

У Грузинских авиалиний О 988026; m 899 440409; I 939136, € mratiani@ yahoo.com) есть рейсы из Местии в Тбилиси, в 9 утра по средам и пятницам. Лететь всего 45 минут, билет стоит 60 лари. Есть также другие рейсы (за ко­торые сваны платят половину стоимости), вечно забитые пассажирами и сильно зависимые от погоды, поэтому на них пе стоит слишком рассчиты вать. Но все на том же самолете (17 местном ^Антонове») можно улететь и в остальные пять дней недели, если аоговориться. Есть еще и рейсы и з Кутаи­си. Из Тбилиси каждый день в 7 утра уходит маршрутка (11 часов пути, 25 ла­ри), но эго для мазохистов. С гораздо большим комфортом можно добрать­ся поездом до Зугдиди, а оттуда в 8 утра уехать на маршрутке в Местию, по Ингурскои долине (4,5 часа, 15-20 лари). Летом ходят даже автобусы. Если вы не успеете па маршрутку, то до полудня можете уехать на джипе. На об­ратном нуги вам придется застрять в Зугдиди примерно на 8 часов, если вы будете жда гь ночной поезд до Тбилиси. Гораз. ю лучше сесть на маршрутку и доехать до Кутаиси.

Что касается автодорог, то лучше всего ехать в Сваиетии из Зугдиди, хо­тя и на этом пути есть очень плохая (практически непроходимая) дорога в самом неинтересном районе, Квемо (Нижней) Сванети. Из Зугдиди доро­га ведет на север по равнинам, прямо к Эльбрусу (эта самая высокая в Ев­ропе гора находится за российской границей, высота ее 5642 м). Вдоль трассы стоят почти бесконечные ряды домов. После равнин она поднима­ется по одной стороне долины, а потом сворачивает на восток и достигает верховий Ингурскои долины, где расположена самая большая тидроэлек- тростанция в Грузии. Но автомобилям приходится останавливаться у кон­трольно-проверочного пункта россииских миротворцев. Дорога, завален-

 

пая камнями, ведет по краю долины, высоко над водохранилищем (но вы можете заметить, как быстро водохранилище заполняется илом), и вскоре приводит в Хаиши. первое из сванских сел (в него входит около 20 ма леньких поселений). Or Зугдиди до Хаиши — 76 км и 2 часа. Через пять минут дорога переходит на правый (западный) берег и становится намно­го хуже, когда долина сужается. После села Лакани и поворота на север к долине Накры лорога расширяется и поворачивает к востоку, в верховья Ингурской /юлины. Там вы сможете полюбоваться видами Этьбруса, Уж- бы. Тетнулди и Шкары. Дорога проходит над селом Пари, где некогда жи­ли известные разбойники, которых в конце кон поп истребили казаки. На 96-м км трасса минует Лахамулу (центральное из 11 окрестных селений), заем Хведа Лука, после чет начинается непрерывный подъем, а !атем спуск к Лалхору, почти в четырех часах езды от Зугдиди Отсюда долина Долры выводит севернее, к Бечо — городку, состоящему из 11 деревушек и расположенному непосредственно у по шожии Ужбы. Отсюда недалеко до Иенаши, крупного поселения с оборонительными башнями; это цент­ральное село района Латаль, название которого означает «страж», пер­вого из истинно сванских сел, никогда не зависевших от феодальной сис­темы Латаль, расположенный в междуречье Мулхры и Ингури, вероятно, самый красивый район Верхней Сванети. Маикварская церковь Спасите­ля. маленькая базилика с одним нефом, возведенная в 1140 г. на вершине горы над селом Манквари (в 9 км от Местии), известна замечательными фресками XII в., втом числе изображением коронации Деметра I. Оно бы­ло выполнено в 1142 г. сванским художником Михаилом Маглакели и яв­ляется единственной в Сванети средневековой картиной на светскую те­му. Эту церковь не следует путать с другой мацкварской церковью, рас­пложенной поблизости, в Несгуне; здесь можно увидеть фрески IX-X вв. работы мастера по имени Гиорги. Всего в двух километрах дальше дороги проходит через Ленджери, первое из «селений Местии» (оно само по себе объединяет шесть поселков), где можно увидеть поядюжины довольно да­леко отстоящих лруг от друга башен. Здесь находится лашткверская цер­ковь Тарингзел (церковь Архашелов), где можно посмотреть на известную фреску, на которой Амирани (грузинский Прометей) убивает дьявола Де ви; она изображена на северном фасаде XIV—XV вв.; помимо нее, изнутри церковь украшает фреска того же времени — святой Георгий убивает рим­ского императора-язычника Диоклетиана (вместо змия).

МЕСТИЯ

Проехав еще два километра, вы попадете собственно в Местию; город расположен на высоте в 1470 м, на правом берегу реки стоит старый го­род, а на дальнем, левом, раскинулись новые жилые кварталы, там же на­ходятся новый музей и взлетно-посадочная площадка для самолетов. Злесь нет баров, кафе, ресторанов и Интернет-кафе Главная площадь старого города весьма просторна, но сразу за ее пределами поселение ста­новится чисто сванским — с крутыми узкими переулками, но которым свободно расхаживают свиньи, домами из грубого камня и оборонитель- нымн башнями. В 1887 г. скалолаз Дуглас Фрешфильд насчитал водной только Местии 80 башен, но сейчас их куда меньше, по всей Сванети примерно 1п5. Автобус высадит вас на плошали, гле в летнее время к вам наверняка кто-нибудь подойдет и предложит снять жилье. Лучше всего найти место, гле вы поселитесь, еше до выема из Тбилиси (например, че­рез «Caucasus Travel» или «GeorgiCa Travel»), чтобы вас встретили у авто­буса; но если вы этого не сделали, то можно снять комнату на месте.

 

 

 

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОЕСТЬ

Нино Джапаридзе (4 номера);

Ш 899 572850; е mestia@yahoo.com. Бывшаи (лава города и ее сестра Эка (т 899 380300) содержат дом на левой (западной) стороне площади (ищите гараж с серыми металлическими дверями), с отдельными двухместными номерами и двумя ванными комнатами с горячим душем; они также организуют прогулки и экскурсии. 20-25 долл. с человека за полный пансион.

Нино Ратианк улица Тамары, 1, Ахалше- ни; •’i 224 21182: m 899 183555, или Буба Джафарли, Ш 899 541155. У Нино хорошие связи, она немного знает английский язык, а ее дочь ‘Гамуна бегло говори г по-англий­ски; живут они возле мини-маркета всего в двух минутах ходьбы от площади назад по дороге на Зугдиди; они предложат вам светлые и чистые комнаты, а также вкус­ные блюда сванской кухни в больших ко­личествах 30 лари.

Борис Хордиани; пп 899157091,

899 77567. Семейство содержит хороший дом с просторными комнатами и горячим водоснабжением.

Давид Жоржолиани; ул. Тетнулди, 4, сле­дующий дом после церкви Св. Георгия, справа, m 899 344948. Комнаты еместимо- стою до 4 человек, можно поесть и при­нять горячий душ; есть машина и возмож­ность организации экскурсий и прогулок; семья делает домашнюю чачу! 20 долл. с человека.

Циури Габлиани (4 комнаты); ул. Руставе­ли, 16; m 899 569358. Циури учитель анг­лийского языка, также говорит по-немец­ки, у нее собрана хорошая библиотека. Улица, некогда носившая имя Руставели, была переименоване в честь отца Циури, известного альпиниста; дом находится ря­дом с «больницей», в двух минутах ходьбы от площади, вниз по переулку мимо за­брошенного магазина. 25 долл с человека за полный пансион.

Нана Нижарадзе; 932555. Нана предо­ставляет жилье для клиентов «Caucasus Travel» и CUNA за 10-12 долл. с человека.

 

 

 

В городе всего о.шп ресторан, да и тот низкого качества, однако это не имеет значения, поскольку везде, где бы вы ни поселились, вам предло­жат еду в большом количестве. Вероятно, стоит попробовать xeeu, нечто проде жевательной резинки, сделанной из смолы хвойных деревьев; она стой I 1 лари, и требуется приложить много усилий, чтобы се разжевать.

МУЗЕИ И ПРОЧИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Музей ИСТОРИИ И этнографии (входной mama 10 .три д/я иностранцев, гите 10 лори за сопровождение экскурсовода, который не говорит по-английски; открыт с 11:00до 16:00, кроме воскресенья). Этот музей размешается во впе­чатляющем здании, построенном несколько лет назад по другую сторону реки от исторического центра. Оно долгое время простояло закрытым из- за политических проблем, например, требовалось убедить жителей таких поселений, как Уипули. ошать в музей их драгоценные иконы. Экспонаты подписаны неанглийском и грузинском языках; этнографическая коллек-

 

ция сосгоит мз различных предметов, таких как ткацкий станок, волокуша, сиамская .мебель и музыкальные инструменты, установки для и зготовления чачи, ружья, плетеные корзины и кувшин, принадлежавший Тамаре, атак же из множества копии фресок. Вы также можете увидеть металлические изделия времен бронзового века из Колхиды, монеты различных эпох с надписями на македонском, турецком, русском и грузинском языках, цер конные враiа X н., арабским шш XI—XII вв., украшения из александрита, кавказские металлические сосуды и сванские кольчуги. Здесь также вы- ставлены фотографии Местии, сделанные ь 1890 г.; взглянув на них, вы увидите, что с тех нор гора i маю изменился. Однако настоящее сокрови­ще храпи 1ся в первом зале — это великолепные Евангелия IX -XIII вв. Воз­можно, с Евангелием мз Келлса по богатству миниатюр можс! сравниться только Лабскалдинское Евангелие. Все же это потрясающее зрелище — полдюжнны древних книг, оформленных с голь изящно и красочно, собра­ны в одном месте. Во втором зале представлены чудесные иконы и крес­ты — все они являют собой примечательные образцы работы но металлу. Старейшая из икон, изображающая святых Марию и Варвару, была напи­сана в IX в., однако большинство святынь^тносятся к XI — началу XIII в., так называемому грузинскому Возрождению или золотому век> Одна из красивейших икон, хотя и написанная не в Сванети, посвяшена Сорока Мученикам и датируется XI иди началом XII в. Здесь вы можете увидеть швную икону из золоченою серебра, созданную в XIV в., а также иллюст­рации кАдишскому Еван те ипо (датированному 897 г. н.э.), несколько до вольно пофепанных византийских гобеленов и кадильница VI—VII вв.

В переулке за площадью находится церковь Святого Георгия, постро­енная в XIX в. на руинах прежней, возведенной в XI в.; именно здесь хра­нились иконы, пока церковь не потребовала вернуть здание. Теперь здесь можно увидеть довольно простую обстановку и скудный иконостас. Есть там и неплохая работа по металлу — икона святого leopi ия, убивающего Диоклетиана, а также старинные рисованные иконы Христа и Девы Ма рии с младенцем. При церкви имеется кладбище; самая заметная могила на нем — захоронение альпиниста Михаила Хергианн (1932—1969), кого рыи нашел свою смерть в Итальянеких Доломитах, когда оборвалась его веревка; в доме альпиниста теперь находится му зей (ем ниже).

К северу от музея основная дорога выходит за пределы центральной части Местии, проходит мимо школы; огсюла вы можете заглянуть к ис­точнику нарзана (минеральной воды) во творе (еше 500 м вдоль дороги па Ушгули, направо) Затем дорога выводит к девяти башням — это местий- ский район Лахрами. Здесь вы можете посетить музей Xepi иапи. он рас­положен за церковью Мацховри XIII в., на фасаде которой изображены Атам и Ева. Этот музей посвящен памяти Михаила Хергианн, одного из самых известных в мире альпинистов 60-х гг. XX в., и в тоже время он яв­ляется традиционным сванским домом; однако предсказать заранее часы работы музея невозможно.

Архитектурный музей (входная mama — I мри). Этот музей, в котором вы можете посетить как оборонительную башню, так и дом мачуби, распола­гается в верхней северо-восточной части Центральной Местии. над доро­гой на Лахрами: это дом с серебристого цвета воротами, стоящий непо-

 

средстве!Iмо за церковным кладбищем и оборонительной башней Башня открыта, и укрепленные внешние ступени, а затем пять лестничных нро- лстов ведут на крышу. В юме мачуби. построенном в XII в., посередине располагается очаг (с дымохо юм из несгораемого дерева мухра и метал- шческой пластиной пя выпечки хлеба, рядом с деревянным корытом для замешивания теста). Огонь в очаге был практически единственным источником света, хотя теперь дом освещается одной электрической лам­почкой. По периметру комнаты, по часовой стрелке, начиная от шкафа между окнами, где хранились тарелки, располагаются: хранилища для продуктов и чачи, затем вдоль о тон стены — овечьи загончики и более обширные стойла дтя коров идоль остальных двух стен. Or 12 дс 20 чело­век жи in и )топ комнате, спали на т стойлами, чтобы было теплее, ыесь всего один стул, предназначенный дан старейшего мужчины в семье. На деревянных перегородках стойл вырезан мотив солнца или вечности — он напоминает круговой узор, выложенный из долек яблока или апельсина; такой же узор можно часто встретить на грузинских монетах.

Гора Местия (2300 м). На этой горе, высоко над городом Местия в 1994 г быт воздвигнут крест: прогулка до него отнимает немало сил, однако она того стоит. Нахоженной тропы нет, поэтому вам лучше нанять проводни­ка из местных; восхождение на 800 м занимает около двух часов. С вер­шины вы сможете обозреть вею Местию, перед вами откроется нотряса юшая панорама Кавказских гор, роскошные альпийские луга, где пасут­ся коровы и иве гут яркие цветы, а туг и там темнеют пастушьи хижины.

ДОРОГА НА УШГУЛИ. На центральной площади Местии вы можете попро­бовать найти машину до Ушгули, если вам не предложили поездку, где вы остановились па ночлег. Если повезет, вы сможете устроить себе дневную экскурсию, поскольку дорога до Ушгули занимает всего два часа, и запла­тить за это 40 долл.. однако лучше будет остаться там на ночь.

О т площади дорога ведет вни j, к мосту через узкое ущелье реки Муль- чра палевый ее берег, а затем вверх и вправо, к современному зданию му­зея. Южнее виден фуникулер лыжного курорта Зурульдп. закрытого еше с 1993 г., хотя еггчаянные лыжники все же добираются до вершины горы по дороге, ведущей к телебашне. Сворачивая влево, дорога на Ушгули проходит мимо неработающей гостиницы «Тетнупди», оставляя ее слева. Выезжая из города в восточном направлении, вы видите покинутую тур­базу и центр спассггелей-альпинистов — они находятся несколько выше взлетно-посадочной площадки, палевом берету реки.

Дорога, куда менее комфортная, нежели та, что ведет в Местто из пи­ши. карабкается вверх ноушелыо, перебирается палевый берет Ребры (6ej всякого моста), затем минует Арцхели и Муршхели. то есть отдельные час­ти района Мудаки, который состоит из 11 маленьких поселений. 11а ближ нем берегу реки, возле смытого половодьем моста, бью: минеральные ис­точники (их можно найти по красным отметинам на камнях); далее распо­ложен фугой, крепкий мост, ведущий на левый берег, в село Джамуши (также затрону гое смертоносной лавиной 1987 г.) и. еще выше, вЛахери За ‘te.M впереди вы увидите башни Трабиани на фоне огромного инка Тстнулди (4974 vi), справа от которого высится Шхара (5068 м, высочайшая гора в

 

°~                   ПС

)Га

вкусной едой. 20-30 лари вдеиь с челове­ка, полный пансион.

Дато Ратиани; m 899 912256. Превосход­ное жилье. 25 долл полный пансион.

 

Гру зии). Дорога на Ушгули сворачивает вправо и идет через перевал (прохо- димый только с апреля по декабрь), возвращаясь б долину Имгури; дорога влево ведет на Трабиани (иногда именуемое Жабе ш и. в 15 км от Местии), последнее из еелеппи Мулахи. Д;слее она сворачивает еще левее, к бревен­чатому мосту и семи башням Чулаиш на правом 6epeiy. В верхней части Трабиани располагается церковь Махиовари. старейшая в Сванети — она датируется IV в. Это простая базилика с грехсторонней апсидой, хотя неког­да v нее были северный и южный приделы и паперть с южной стороны Те­перь церковь покрыта современной металлической крышей, дабы заши гить находящиеся в ней фрески и иконы: ключ надо спрашивать в послед­нем доме селения. Поблизости находится nociроенная в X в. башня: кроме того, вы можете отмстить крошечную церковь Св. Георгия, уединенно сто нщую в полях слева при въезде в Трабиани.

Пройдя через перевал мл высоте в 1700 м (с отличным видом на Ужбу), Упл ульская дорога вновь возвращается в долину Ингу ри откуда боковая до­лина ведет на восток в Адиши (см ниже), в 27 км от Местии, и в копне кон нов выводит в село И пари (39 км от Местии). Накипарская церковь Св. Ге­оргия была построена в 1130 г. н в том же самом году расписана фресками кисти Тевдора, предположи тел ьпо, бывшею придворным живописцем царя Давила Строителя (хотя подлинных свидетельств этого нет). С тел самих пор эти фрески сохранялись в своем первозданном ни те. Следующий район по iopoie. идущей вдоль долины Интури. склоны которой становятся все более отвесными, — это Кала. Здесь в селе Лапрка на торе стоит церковь Святого Квирике, построенная в 1112 т., место паломничества и приведения самого важного религиозного празднества Сванети — Квирикоба, которое прихо- тится па 28 июля. Последняя часть района Кала, в 10 км ниже Ушгули, име­нуется Халде; некогда это был оплот мятежников, но в 1876 г. она была со­жжена. Здесь стоит i юсе i ит ь Лалхорскую церковь.

УШГЧЛИ

Ушгули — самый высоко расположенный из постоянных населенных пунктов Европы, он находится на высоте 2200 м. Это невероятно краси­вое место с небольшими скоплениями башен, высящихся посреди аль­пийских пастбищ, под высочайшим торным пиком в стране; соответст­венно, эта область внесена в Список ЮНЕСКО как часть мирового на­следия. Ушгули делится на три селения, в целом здесь расположены семь церквей, возведенных и расписанных с IX по XII в Первое селение — это Муркмели, далее находится Чазхази, сильно пострадавшее от лавины 1987 г.; однако здесь все еше сохранилось более 200 средневековых зна­нии. Отсюда дорога (находящаяся в почти непригодном состоянии) тя­нется до Загарското перевала (2623 м) и Нижней Сванети, севернее, за горным хребтом прячется от глаз третья, самая прекрасная часть Уииу- ли — Жвибиапи, где в похожем па амбар этнографическом музее (плата за вход 10лари) выставлены предметы домашнего обихода и великолепная резная лверь XI в. Здесь также находится превосходная коллекция икон XI в., оинако куратор музея относится к ним очень трепетно и может ис позволить посетителям взглянуть на них; неудивительно, что он также весьма неохотно допустил перенос экспонатов в новый музей в Местии. На горном гребне над Жвибиани отдельно высятся несколько башен — предположительно, там некогда была летняя резиденция нарины Тама­ры, место ее погребения неизвестно, однако сваны, естественно, надеют­ся. что оно находится здесь. Когда в 1975 г. в Сванети появилось телеви­дение, коммунисты с превеликой радостью установили ретранслятор на Башнях Тамары. В отдалении на jtom же гребне стоит церковь Ламария; на фоне отвесного склона Шхары она поистине выглядит прекрасней­шей из всех сванских церквей Эго маленькая базилика, возведенная в IX в с оборонительной башней и фресками X—XIL вв., несколько по­врежденными временем. Среди них во внешнем убранстве церкви можно увидеть портрет парипы Тамары и сцены из легенды об Амирами.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ

Темраз Нижарадзе (3 комнаты для дво­их); чуть ниже маленькой часовни в Жвиби­ани. Темраз сдает комнаты в своем доме, в нем есть горячая вода и щедри кирмят

ПОХОДЫ ПО СВАНЕТИ

Этот pei ион Грузии больше всего подходит дня пеших прогулок; возможнос­ти для таких прогулок описаны в парс нутсваипелей, и данных еще до того, как Грузия стала независимой страной. Там предполагается, естественно, что путешест пенники смогутсвободно пересекат ь границу с Российской Федера­цией В паши дни туристам придется привыкать к разъездам туда и обратно, однако вполне можно от прави гься и з долины Долра i ia запад, в Накру, или на восток, в Мест ию. В отиничку путешествовать по Сванети небезопасно.

При путешествии с востока на запад самый тсткий путь через Кавказ­ский хребет — но перевал Накра (3203 м. прохо .им с июля по октябрь); выдвигаться к нему следует от Лахани но Зугдидскому тракту. Конечным пунктом будет Герскол, в долине непосредственно к югу от Эльбруса — отсюда открывается фантастический вид на высочайший пик Европы (5642 м) Этот маршрут был проделан британским скалолазом Дугласом Фрешфильлом в 1868 г.: а в 1942 г. на этом же направлении шли ожесто­ченные бои. Также можно отправиться из долины Накра на восток, к прокату в долину Долра, через Ледештскую долину, ледник и перевал. Накранская |урбаза (что-то вроде пристанища для скалолазов и турис­тов) находится во вполне при пином состоянии; возможно, кто-нибудь озаботится ее приватизацией в предоставлением мест желающим.

Именно Фрешфильд исследовал этот регион и первым совершил вос­хождение на большинство горных пиков. В 1868 г. он взобрался на Казбек и на восточный ник Эльбруса, затем в 1887 г. покорил Те гнул ти, Гулбу, Шоду и разведал все у Шхары, а в 1889 г. совершил восхождение на Лай­лу. разыскивая своих юваришсй-скалолазов Донкина и Фокса, пропав­ших на Коштантау.

 

Долранскпя долина, соединяющаяся с Ингури ниже Лалхорп, являет собой превосходное зрелище — над ней высится двуглавая Ужба (4710 м). красивейшая гора, за которой закрепилась слава «королевы-убий­цы» Она была покорена только в 1903 г швейцарско-германской jkc- иедипней (на более низкий, северным пик было совершено восхожде­ние в i888 т.). В наши дни южная вершина (более высокая и более про­стая) но оценке UIAA (Международного союза альпинистских ассоциаций) получила категорию IV—V (по французской системе — TD, по российской классификации — 4а—46). На нее можно совершить вос­хождение в ходе четырехдневного путешествия (шесть дней из Тб ил и си), которые приводятся, например., тбилисским бюро «Caucasus Travel». Гора Шхелма, расположенная севернее Ужбы. намного легче для альпинистов (UIAA — 11 -1У российская система — 2а—36). Между двумя вершинами находится Ужбинский перевал (4100 м), весьма тяже­лый высокогорный переход. Более легкие пути предполагают подъем к Ужбинскому леднику (2500 м) и 200-метровому Ухтинскому водопаду, или же на ледник Гули (2900 м). Возможно также пройти через Гулий скии перевал (3100 м), южнее Ужбы. а затем спуститься в Мест ию. Если вам повезет, то вас могут подбросить на внедорожнике из Местии до из­вестного своими башнями района Бечо (1500 м), а может быть, и ю Ма- зери (15 км от Местии). самого высокогорного селения в Бечо. откуда на восток ведет Гулийский тракт. Отсюда пеший путь тянется на север вдоль левого (восточного) берега Долры, проходит через ушелье и затем сворачивает на запад, к слиянию Долры и Бечо в паре часов ходьбы от Мазери. Отсюда тропы веду| па запад в долину Накра. на север к пере­валу Бечо (3367 м, проходим с июня по сентябрь) и в Баксанскую доли­ну. на северо-восток к перевалу Ахсу (3830 м. пройден Фрешфильдом в 1889 г), и на восток, к Ужбе и Местии. Потом еше два или три часа хо- ia через земляничные поляны к Ужбинскому водопаду и вверх, до Уж- бинского ледника, и еще столько же — то ледника Гуль. А тем и бивуак, начато альпинистского маршрута на южный пик Ужбы; отсюда не так далеко до перевала Гули, откуда примерно четыре часа надо спускаться вниз, до Ленджери или Местии.

Из самой Местии проше всего двигаться но Мсстиачальской долине на северо восток к Лскзирскому леднику, а затем к Мест ийскому пере­валу (3757 м), который, как правило, проходим с июня по октябрь, если вы, конечно, можете свободно пересекать границу. Тракт, по которому можно проехать на внедорожнике, тянется по левому южному берегу реки примерно на 6 км, заканчиваясь у подвесного моста. Отсюда тро­па идет через ушелье и карабкается на обширное снежное плато, выво­дя к перевалу.

Есть также два маршрута из Трабиапи, оба начинаются с дороги но правому (северному) берегу Твибера через ущелье, известное как Врата Грузии, где тропа на протяжении примерно 50 м идет по скальной по­лочке метровой ширины. До слияния Твибера с Китлодом па высоте 2400 м. в пяти или шести часах хо гьбы от Трабиапи. Вам нужно будет пересечь Гвибер по развалинам моста, если только где-нибудь выше по течению вы не найдете снежный мост, затем идти дальше по левому (восточному) берету Твибера. и примерно через шесть часов вы достиг-
неге Тпиберского ледника. Опять же можно будет пройти через перевал (3580 м) и спуститься в Чегем. Эго несложный перевал с довольно безо­пасными ледниками, и вам не понадобится никакого снаряжения, по­мимо персики

После пересечения Твибера тропа идет по правому (северному) берегу реки Китлод до Китлодского ледника; после восхождения по снегам по­требуется примерно шесть часов, чтобы достичь перевала Семи (3850 м). Отсюда открывается потрясающий вид на Безснгийскую стену длиной 12 км и прекрасные пики Тетнулли (4974 м) и Гестола (4860 м), а также на Эльбрус и Ужбу на западе Можно продолжать двигаться на северо-вос­ток, а затем на восток вдоль водораздела и через четыре-пять часов дойти до Верхнего Цаннсркога перевала (3990 м), откуда открывается вид на другую сторону Безенгийскои стены и на пик Дыхтау к северу (высота 5204 м). Это самый зрелищный из маршрутов, в настоящее время доступ­ных в данном регионе.

Сванети ПОХОДЫ ПО СВАНЕТИ

И наконец, из Ушгули можно пойти на северо-запад через перевал Халде (более 3000 м), откуда открывается превосходный вид на Эльбрус, миновать гигантский Адншский ледопад и попасть в селение Алиши (1900 м, с церковью X -XI вв., отличительной особенностью которой яв­ляется то, что боковые нефы > нее той же высоты, что и центральный), пройти у подножия пика Тетнулли и. перевалив через еше один хребет, оказаться в Трабиапи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9*